Домой     Оглавление

Дети и Учение Махатм.
Новая школа в свете Живой Этики.

Школьный учитель

 


35. Могут спросить: «Какие признаки учителя ценить?» Вы уже знаете о качестве действия и можете уже применить новые подходы к действию. Надо предпочесть того учителя, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основание зов новизны. Бывает время, когда можно идти лишь вперед. Сохраним зов воли в беге непрестанном и над бездной не промедлим.

Нужно сказать строителям жизни, чтобы нашли новые слова, скованные новою необходимостью. Сознание новизны каждого часа даст импульс.

Укажите друзьям, какое счастье быть вечно новыми. И каждый электрон Нового Мира даст новую мощь. Поймите мощь нового зова. Вы можете применить ее в жизни каждого дня.

 

36. Также приветствуем и тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека, об энергии всеначальной и о всенародных сокровищах. Такие наставники уявят уже путь труда и достижения. Они найдут гармонию между приматом духа и здоровьем тела. Книгу знания они внесут в каждое жилье. Жизнь таких наставников трудна. Пусть в них живет животворная мечта о Братстве.

 

37. ... Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. У нас очень огорчаются, когда видят унижения учителя. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?

 

38. Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу,

который не заботится об учителях будущего поколения, но - знак невежества. Можно ли поручить детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так Говорю, так Повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлении страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога.

 

39. Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаза ученика - значит вместе с ним полюбить великое творение. Кто не согласен, что для устремления вдаль нужно стоять на твердой почве, стрелок подтвердит. Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее. Огонь у порога.

 

40. Учитель обязан следить за качеством мысли ученика. Не самые проделки, но течение мысли будет путем продвижения. Не сверхъестественно это понимание чужой мысли, но оно складывается во многих движениях и взорах. Немного внимания - и учитель увидит огни глаз. Очень значительны эти блистания, которые для мудрого врача дадут целую историю внутреннего состояния.

 

41. Кто же и что же, кроме сердца, оправдает или осудит помыслы? Чистота сердца явлена Огнем. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение Огня, но все же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе. Разве может сказать об Огне учитель, который даже не думал о действительности? Утверждение не значит еще твердость сознания. Потому как прилежно надо наблюдать и оглядываться на явления собственной жизни. Нередко знаменательные знаки окружают нас и являют значение нашего будущего, но неразвитое внимание не позволяет увидеть убедительную действительность.

 

42. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей. ...

Берегитесь от них! Главное, детей берегите. От них детские язвы. Они идут в школу. Для них исторический факт и закон знания не существуют.

 

43. Нехорош обычай педагогов, которые осмеивают каждую попытку своеобразного решения задачи. Нужно приветствовать поиски новых приближений к истине. Если твердо убеждение, что истина одна, не может быть опасений, что найдется какая-то другая истина.

Следует проявить самое широкое допущение, только так можно строить сотрудничество.

 

44. Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его язык, чтобы сделать друзей из школьников. Но, кроме школы, в каждом доме умеют различать взгляды хозяйки, так среди обыденной жизни проявляются особенности тонкого порядка.

 

45. ... Понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим собратьям.

Не легко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуальным, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы их внушить ученикам.

Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько разно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способности ученика, но главным образом от убедительности учителя.

Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорысти. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с той же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших ступеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своими познаниями.

Не следует смотреть на такое служение, как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно даяние, которое не может истощиться!»

 

46. ... Мы предлагаем школьным учителям указать на красоту психожизни. Многие ли из учителей могут сознать сами значение психожизни? Пусть человечество облегчит существование учителей, чтобы они могли уяснить себе сущность психожизни.

 

... Даже невежды и тупые упрямцы не могут отрицать существование психического мира, но пытаются скрыть его под нелепыми наименованиями. Конечно, нельзя ожидать, чтобы такие двуногие могли осознать великое значение психожизни. Даже более развитые люди не умеют применять психожизнь во всем ее значении. ...

... Человек знает, что психическая энергия спасет его от болезней и от сомнений и уныния. Но, кроме таких важных врагов, психическая энергия может преображать все существование. Также психическая энергия вводит человека в Надземный Мир. Утверждая новое сознание, можно усмотреть влияние психической энергии на всех подробностях быта, но для этого следует явить уважение к такому основному явлению.

Человек слишком занят механическими сторонами жизни и лишает себя мгновения озарения. Может человек найти минуту, чтобы мысленно переключиться на высшую тональность, но для этого нужно освоить значение психожизни.

Мыслитель утверждал: «Мир Психический стучится у входа, спешите открыть».


                     

   Испытания школьные


47. Самые новые формы жизни не исключают испытания. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний. Также Мы против заранее оповещенных испытательных периодов. Эти поверхностные знания и лицемерные поведения не ускоряют, но замедляют развитие. Не припомню, чтоб образовался выдающийся деятель, подчиняясь этим лицемерным условиям.

 

48. Жаль, что при окончании высшей школы забыто полезное испытание, применявшееся в древности. Ученики должны были изложить избранное ими задание перед самыми разными слушателями. При этом требовалось, чтобы были найдены выражения, понятные для всех, - задача трудная. Нужно было найти для одних слова простые и не утомить ими более образованных слушателей. Не всегда собрание было удовлетворено, но ученики все-таки прилагали лучшие усилия быть понятными и в то же время затронуть сложные и высокие понятия. Такие упражнения нужны всегда.

 

49. Мыслитель указывал, что ученики должны испытывать себя на бесстрашие. Если Учитель замечал, что ученик боялся чего-то, Он немедленно ставил его лицом к тому, что его испугало. Такое же испытание употреблялось в школах Спарты. При этом, чтобы удостовериться, следили за выражением глаз. Так и Мы наблюдаем за истинным движением духа. Мы радуемся, когда можем увидеть подлинное мужество.

 

50. Как врачи следят за самочувствием и следствием и не обращают внимания на выдумки больного, так и у Нас не обращают внимания на словесные уверения и взвешивают качество действия.

Старинный способ испытания принят у Нас. Испытание продолжительно и неожиданно. Помните занятия Будды с учениками на неожиданность?

Разве неожиданность может испытывать страх или ложь? Именно, неожиданность. Необходимость не будет решающим условием. Вор перед судом являет образец честности. Смотрите его не перед судом, но во тьме переулка. Не отвергайте испытания, ибо решение

жизненного подвига должно быть испытано огнем стали. Те, кто верят слову, или неопытны, или не тверды. Опыт может перейти в непреложность только неизменным устремлением.

Умеете ли устремляться?

 

51. Также не надо забыть любимую игру Будды с учениками в минуту отдыха.

Учитель бросал в пространство одно слово, по которому ученики строили целую мысль.

Нет более мудрого испытания состояния сознания.

 

52. Качество мышления, по испытанию своему, принадлежит к категории тончайших энергий. Невозможно измерить флуктуацию мысли, потому Мы установили испытание учеников по

утончению мысли. Каждые три года Мы даем возможность ученику высказаться по поводу однородного события. Лишь по этим срокам можно видеть движение самости, кооперации, терпения и преданности. Можно подобные опыты применять к прочим проявлениям энергий. Тем более, что люди совершенно забывают об испытании. Также можно испытывать самого себя, устремляя взгляд на старые вещи и следя за отражением влияния воспоминания. Также можно проверять себя на цветах, на музыке, на чтении давно прочитанной книги. Можно научно следить за воздействием окружающего на давно знакомый предмет. Сколько ступеней может быть отсчитано вперед или назад!

 

53. Даже лучшие друзья испытуют друг друга или искусным шахматным ходом, или опасною охотою. Даже в осажденной крепости войско занимается показными сражениями, чтобы не одеревенели руки; и не обижаются побежденные и не хвастаются победившие, ибо это лишь упражнение в находчивости.

Помню, как раз прибежал жаловаться Свет Очей - Джахангир на товари ща Джалалдина, что он больно толкнул его. Спросили: «Как было дело?» Джахангир был охотником и Джалал-дин тигром. Сказал Я: «Было бы дивно, если бы тигр превратился в голубя. Отблагодари товарища, который дал подобие ярости зверя. Завтра поедем на настоящих тигров, будь находчив с ними. Но помни, что правитель не жалуется». Так было при

Акбаре, который был Собирателем Индии.

 

54. Когда-то существовало огненное испытание. При этом испытуемый приближался к Огню, Огонь при касании истины, устремлялся кверху, но неправда искривляла пламень. При всем несовершенстве такое испытание напоминало о возможности воздействия Огня.

 

55. Много пробных камней. Можно испытать сознание людей на самых основных понятиях. Скажите им: «Эволюция и развитие, продвижение и подвиг», - и без всякого аппарата почувствуете, как принят такой зов. Он должен быть принят радостно, и мужественно, и вдохновенно, но чаще всего заметите шатание, сомнение и саможа-ление.

 

56. Уменье не насиловать чужую волю будет одним из труднейших испытаний. Насилие не дает доброго урожая, но нужно все-таки вести и уберечь на опасных тропах. Много опытного и заботливого руководства нужно приложить.

 

57. В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению. Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг даже перед самыми ужасными ликами.

Ведь хаос в страшном безобразии неминуемо пытается преградить путь каждого из испытуемых. Но пусть будут страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет предвестником конца испытания.

 


Искусство мышления


58. Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточения, наблюдательности.

Конечно, кроме названных четырех областей науки мышления, многие качества требуют развития - четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась бы мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.

Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах.

Как тьма есть отсутствие Света, так невежество есть отсутствие знания.

 

59. Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда расплывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности. ... Конечно, предвидение происходит от Общения с Иерархией. Но само общение требует подвижного мышления и ясного устремления. Искусство мышления не следует понимать как оккультное сосредоточение. Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа.

 

60. Наш путь - учить и наблюдать, как различно будут думать люди с распущенным мышлением. Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймет скрытую сущность случившегося. Лишь по внутреннему ощущению подойдем к справедливой оценке.

 

61. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать досуг.

 

62. Почти не найти людей, преданных искусству мышления. Простую задачу олимпийских игр люди способны венчать лучшим венцом. Но где же осознание и поощрение мысли?

Уши не могут вместить гром рукоплесканий за прыжок, но каждый прыжок мысли будет заподозрен и осмеян.

 

63. ... Следует твердить об искусстве мышления. Если оно недостаточно развивается в школах, то семья должна прийти на помощь. Нельзя допустить, чтобы человек сделался рассеянным, иначе говоря, невменяемым.

 

64. Смысл жизни среди древних эпох понимался глубже, нежели теперь. Все замечательные открытия современности не только не сосредоточили внимания на основном значении жизни, но часто даже уводили мысль в область механической обстановки. Нужно делать усилия, чтобы направить мысль в область механической обстановки. Нужно делать усилия, чтобы направить мысль на самую основу существования. Нужно сравнить уровень мышления древних философов с направлением рассуждений современных ученых. Помимо знания многих научных достижений, философы древности умели нередко дать очень углубленные формулы жизни. Необходимо, чтобы искусство мышления снова превозмогло внешние придаточные условия бытия.

 

65. ... Люди замкнули полет мысли разными условными ограничениями. Вместо освобождения мысли получилась мрачная темница.

К сожалению, миллионы лет земного существования недостаточны, чтобы человек раскрепостил свое мышление. Искусство мышления отринуто, и нигде о нем не указано в школах. Но как же можно осознать Надземное, если везде препоны и запреты? Нужно освободить познание, чтобы Новый Мир мог создаться...

 

66. Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии. Именно, лишь искусство мышления может утончить чувства. Но как обрести такое искусство? Можно убеждаться, что иногда неграмотный человек обладает им, тогда как очень начитанный человек не может даже представить себе, в чем заключается такое искусство.

Как рассказать человеку об искусстве мышления? Многие примут такой совет, как неудачный афоризм. Как сказать им, что Наше миросозерцание основано на мышлении о Беспредельности? При таком задании земные меры покажутся неважными и легко управить ими. Нужно не страшиться понятия гармонии, оно применимо ко всем формам жизни. Каждый человек может вызвать в себе ощущение гармонии. Можно называть это состояние разными именами, но человек должен понять, что ему суждено рано или поздно продвинуться к ощущению гармонии, основанному на искусстве мышления.

 

67. Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто полагают существование в каких-то праздных шествиях; труд во всем, так же и в устремлении мышления.

Сожалеем о тех, кто воображает, что ему незачем мыслить. Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум. Они возникают из хаоса и тают так же быстро, как хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование, явленное в мышлении.

 

... Для мыслеобразов не требуется продолжительного времени, их четкость достигается постоянным упражнением. Такие упражнения в совершенствовании не требуют определенного настроения. Когда сущность устремлена к Общему Благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом направлении. Устремление может быть сурово или радостно, или постоянно сожалительно и сострадательно, это будет как бы ключом мышления, но четкость образа зависит от запаса психической энергии.

Некоторые полагают, что Нам нечего заботиться об этом запасе, глупцы не понимают, что гармония энергии должна быть оберегаема. Один может медленнее восстановить запас психической энергии, другой может успеть это быстрее, кому-то достаточно закрыть глаза и глубоко вздохнуть, чтобы восполнить понесенный ущерб. И Мы должны восполнить Наш запас, отрицать это было бы ненаучно.

 

68. Вы имеете личное влияние, к вам придут с вопросом: «Как мыслить?» Скажите кратко: «С Новым Миром, все ограниченные суждения отбросьте». Подумайте, как можно отойти от старых привычек. Напрягитесь принять полную чашу.

 

69. Даже на самых простых физических действиях можно замечать влияние мысли. Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усилием, но сопровождая различными мыслями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть, сколько мы сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши действия. Нужно вводить в школах подобные опыты, чтобы на простых физических аппаратах показывать силу мысли.

 

70. Шире широкого шейте. Назначьте в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь - за вопросы...

 

71. Есть две логики. Логика внешнего мышления, которую пытаются утвердить школьными учебниками. Другая - логика ментального синтеза, которая черпает связь искры заключений пространственного мышления. Эти заключения кажутся человеку счастливой случайностью, хотя бы эта случайность уже зрела в пространстве целое столетие.

Расширенное сознание дает лучшую возможность уловить узлы пространственной мысли.

Конечно, с точки зрения логики внешней всегда найдутся проблемы в процессе ментальной логики. Как кольца спирали являют наблюдателю один поворот, скрывая внутреннее кольцо, так ментальная логика идет по границе ближайшего оборота и внутренняя грань остается погруженной в струи пространственного коллектива. Потому так заботимся о расширении сознания, чтобы коснуться соединения с пространственным мышлением.

 

 

Память


                    

72. Не говори: «Не помню», но скажи: «Не сумел наблюсти». Не клевещи на память, но оглянись на неуменье наблюдать. Люди легче упадут с лестницы, нежели осмотрят ступени.

Не говори: «Не знаю», но скажи: «Еще не успел узнать». Ни возраст, ни состояние здоровья, ни условия жизни не оправдывают гробовое «не знаю». Задор жизни наполняет признание готовности узнать.

 

73. Часто мы знаем слово и не можем произнести его. В глубине вращается понятие и не выносится на поверхность. В это мгновение лучше всего ощущается глубина сознания. Не извилины мозга, но какое-то другое хранилище будет складывать запасы памяти, конечно, это - Чаша.

Можно напомнить наблюдения, когда Чаша была физически повреждена, тотчас прилив воспоминания прекращался. Наоборот, при повреждении мозга мгновенно проносилась вся прошлая жизнь, как бы всплывая из глубин. Так, при расширении сознания познается сотрудничество центров. Познается, что можно получить из каналов мозга и что почерпается из глубин Чаши. Несказуемые сокровища складываются в Чаше. Чаша едина для воплощений. Свойства мозга будут подвержены наследственности телесной, но качество Чаши сложены самодеятельностью.

В Чаше лежит крылатый ребенок -так напоминала древняя мудрость о начале сознания.

 

74. Можно наблюдать много примитивных методов для вызывания событий в памяти. Можно читать, как один правитель наклонял голову до колен, чтобы перемена кровообращения способствовала пробуждению спящей памяти. Известно, что отшельники били себя в грудь, чтобы воздействовать на Чашу. Уявление многих примеров показывает, что физическое кровообращение связано с психическими функциями. Тем более нужно уважать науку, которая рассматривает физическую сторону жизни, но тем самым открывает новую связь, духовную, присущую всему Бытию.

 

75. Житель природы, когда хочет припомнить что-либо, непременно встряхнет головой. В этом движении сокрыта древняя мысль о вещественности идей. Чтобы вызвать наружу сокрытое воспоминание, требуется даже физическое движение; точно бы нужно передвинуть уложенные предметы. Теперь, когда знаем о разных кристаллических отложениях инстинкт явленный считается не странным; наоборот, нужно изучать движения первобытных народов, среди них найдем не только выражения ритма космического, но и явления, связанные с пониманием нервных центров, - так человек в сущности своей знает многое, что ушло из первого слоя памяти. К тому же пробуждению памяти служат путешествия и перемены мест жизни; как калейдоскоп рождает новые сочетания, так пробуждаются в памяти многие малые зерна, содержащие великий потенциал. Так движение может дать свидетельство совершенной, утонченной вещественности.

 

76. Так же, как существуют разные состояния тела, так же имеются разные слои мышления и памяти. Если посылка затронула слой тонкой памяти, то весьма нелегко перевести ее в слои земные. Можно даже произнести эти слова, но они все-таки немедленно улетучатся. Они останутся в складке памяти тонкой, но проявятся лишь в особых сочетаниях токов.

 

77. Смотрите на два камня: они первобытны, они холодны, они застыли в малой жизни, но даже они дают искры огня. Сердце человека не хуже камня. Мысль человека даже в малом проявлении выше минерала. Говорю это к тому, что поучительно наблюдать, как мысль вызывает искры огня из сокровенной памяти. Самая случайная мысль вызывает из хранилища памяти целые образы, целые эпохи, участниками которых мы были. Этот процесс определенно огненного содержания. Именно искра может отделять от сохраняемых сокровищ с мгновенной быстротой соответствующие части. Нужно поражаться, как сохранно лежат сокровища в Чаше, всегда готовые к извлечению. Только огненная энергия может действовать так утонченно и быстро.

 

78. Многие сетуют, почему нужно иметь память закрытую? Но они не представляют себе весь ужас, если человечество будет всегда помнить о своих прежних существованиях. Поистине, получился бы какой-то хор диссонансов, и при таком хоре невозможно было бы продвигаться. Мудр закон, который отсеивает все, что неполезно для совершенствования.

 

... Послушайте, мог ли бы человек теперь, в век механизации, окунуться в психологию давно прошедших времен? Такое приобщение лишь загромоздило бы путь. Можно изучать культуру древности, можно справедливо оценить решение прежних проблем, но нельзя очутиться в коже прародителей! И вовсе такие ныряния не нужны. Теперь век самых поразительных открытий, и человек должен приспособляться не к прошлому, но к будущему, чтобы применить психическую энергию разумно.

 

79. ... Синтетическая память есть следствие больших накоплений. Первоначально деятельность накопляет множество сведений, потом при расширении сознания эти сведения группируются в познание целых явлений. Наконец, отпадают многие сухие листья и остается кристалл понимания совершенствования человечества. Процесс такого преобразования памяти иногда может показаться как бы утерею ее, но это будет неверно, ибо множество сведений претворилось в новое понимание. У человека нетвердого в сознании нужно показать, насколько синтез может быстрей довести к мудрому обобщению. При самых значительных открытиях можно наблюдать, насколько ум исследователя превращается в синтетическое обобщение. Такие часы справедливо называются вдохновением, при этом отпадают нагромождения сведений, и стрела стремится к цели. Особенно такой синтез обозначается при мышлении о Надземном, потому будем всегда готовы полететь мыслью к самому главному; оно является целью земного существования. Научимся понимать, что превыше всех наук есть познание Надземного.

 

80. ... Люди принимают разные механические меры для сохранения памяти. Люди изобрели особую науку - мнемонику. Люди разделили память на многие виды и предлагают заучивать многие страницы, чтобы развить мускульную мозговую крепость. Но они забывают о самом главном, которое преображает сознание людей, они позабыли, что неослабная память о самом любимом оказывается наиболее верным средством. Нужды нет, что мелкие факты не будут отягощать сознание, прежде всего нужно помнить о самом главном, что избрано человеком как ведущее понятие.

Когда человек научится постоянно помнить о своем конечном устремлении, он получит и лучший вид памяти, который назовем синтетическим. Такое средство обострит и нервные центры.

 

81. ... Потеря памяти есть явление мнимое. Память, как таковая, не может теряться, но могут быть причины, влияющие на нее. Во-первых, человек может устремлять память на нечто особое, чаще всего на прошлое, чем будет затемнять текущую жизнь. Во-вторых, могут быть сильные внешние воздействия, могущие затруднить естественное течение памяти. В-третьих, явление расстройства мозга повреждает

функции памяти, но сама память, также как и центр Чаши, - невредима.

Когда человек как бы теряет память, его спрашивают о том, на что он не может отвечать. Никогда не спросят, что он помнит? Ответ мог бы оказаться самым неожиданным. Человек может рассказать о бывших жизнях или о надземных чувствованиях, но о таких предметах врачи и не спрашивают. Так пропускается одна из самых существенных тайн жизни.

Нужно уже в школах развивать память преоборением трех указанных обстоятельств. Также можно разъяснить, что внешние нападения не могут повлиять на память. Мы живем в опасности, зная о них, Мы готовы сохранить ясное мышление. Человек опускается без опасностей и без напряжений. Наконец, человек дисциплинируется и не позволит, чтобы беспорядочные мысли могли затемнить его память.

Люди могут убедиться, что в самые неожиданные мгновения вспыхивают отдельные воспоминания. Значит, они хранятся в сознании, но не всегда могут найти выход из хранилища. Пусть они нуждаются в особых толчках для выявления, но они существуют.


left.gif (1837 bytes)

Домой      Оглавление

riyt.gif (1728 bytes)

Сайт создан в системе uCoz