Дети и Учение
Махатм.
Новая школа в свете Живой Этики.
В помощь родителям, учителям и наставникам «АМРИТА-УРАЛ» Магнитогорск 1994 Составитель Ю.Дворников 022(01) - 94© Оформление «Амрита-Урал», 1994. © Составление Ю.Дворников, 1994.
Как правильно воспитывать ребенка? Что хорошо, а что плохо? В чем смысл жизни? Как устроен мир? Что ожидает человечество в будущем? Эти вопросы не могут быть решены каждым в отдельности. И для того, чтобы ответить на них, нужно знать, что есть сама жизнь во всем ее сиянии, подчас ослепляющем и доводящем до восторга или чувства отчаяния перед своими тайнами. Ответ на этот вопрос - «что есть жизнь?» - дает Учение Живой Этики, принадлежащее Высшему Сознанию, которое называли в разных народах разными именами: Бог, Аллах, Будда, Ра, То. Обязательно найдутся люди, которые прочитав последние строки, - кто-то резко, а кто-то с желанием поспорить, - скажет «А где же это Сознание? Почему мы, люди, не видим Его?» и т. д. Пусть вопрошающий человек останется наедине с собой и послушает тишину. Выйдет под ночное звездное небо и вглядится в бесконечную глубь Вселенной. Пусть этот человек подержит на руках младенца и восхитится этим чудом. Посмотрит внимательно на жизнь растений и животных. Увидит бесчисленные страдания людей. Изучит многовековую историю народов. И, наконец, обратится к современным научным открытиям последних лет. И тогда этот человек, как минимум, поймет, что мир повеян едва уловимой гармонией единства в многообразии. Пусть человек назовет Его как хочет: Вселенский Компьютер, гигантский механизм Разума природы. Но в дальнейших поисках истины ему все равно придется признать, что этот источник гармонии обладает безмерной степенью любви и справедливости. Живой мир, живая природа, живой Разум едины. «Весь мир - тело Бога», и чудеса Его нескончаемы, но нужно иметь око в сердце, чтоб видеть их. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...» - так говорил Иисус Христос, сын Высшего. Живая Этика есть величайшее сокровище, данное этим Великим Разумом. В ней есть - воистину - ответы на все вопросы. Кто мужественно ищет эти ответы, тот не найдет лучших источников. Прежние утеряны, искажены при многочисленных переводах и толкованиях, ведь прошли тысячи лет со дня их появления. Живая Этика пришла на смену старым учениям, не перечеркивая ни одной уцелевшей истины в них, но расширяя и углубляя когда-то сказанное. Живая Этика - это протянутая человечеству Рука Бога. Кто отринет Ее? Учение Живой Этики было дано на русском языке через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, их великих сыновей Юрия и Святослава. Но Истина не имеет национальности и одного языка. Самое дорогое, самое красивое, самое любимое у всех народов всегда становится общечеловеческой ценностью.
Живая Этика была дана в начале XX века, и некоторые принципы ее были заложены еще в первых программах советского образования, как убедятся в этом сами читатели, познакомившись с предлагаемой концепцией воспитания детей. Некоторые идеи Учения были включены в систему образования Н. К. Крупской, которая имела беседы с Николаем Константиновичем Рерихом. Тезисы Живой Этики были переданы еще в июне 1926 года советскому правительству в лице наркома иностранных дел Чичерина и советника по делам культуры Луначарского. Тогда Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи приезжали в Москву, чтобы передать руководству молодой страны послание Махатм - Великих Учителей Востока и горсть священной гималайской земли. Нашей стране было предложено принять Руку Помощи и Водительства Высших Светлых Космических сил. Сколько бед и страданий народов СССР было бы избегнуто, если бы это Водительство не было отринуто! Но сознания Чичерина и Луначарского, имеющих убеждения ограниченных материалистов, были не способны вместить всю значимость момента для будущего, и вместо того, чтобы принять переданное Рерихами за Великое Благо, они усомнились, называя Николая Константиновича «полубуддистом-полукоммунистом» и отложили окончательное принятие решения на год. Через год решение не могло быть принято - власть захватил Сталин.
На Востоке существует такой Закон: если страна, народ, человек отринут руку помощи Великого Учителя, они принимают весь ливень своей кармы-судьбы (накопление прегрешения). Именно это и произошло с нашей Родиной. Что остается делать Учителю, если ученик отверг Его? Только оставить ученика на семи ветрах наедине с враждебными силами. Рерихи были посланниками легендарной и одновременно реально существующей страны Великих Учителей - Шамбалы. Эту страну не найти ни на одной карте, не обнаружить никакими сверхсовременными приборами. Она надежно скрыта от всевозможных любопытствующих экспедиций в обители гималайских вершин. Жители этой страны обладают высочайшими духовными качествами наряду с фантастическим уровнем развития науки и техники. Каждое столетие и только один раз из этой обители посылается посольство в наш мир для того, чтобы в очередной раз дать людям Основы истинного Знания, которое движет эволюцией всего живого. Сегодня у России и у всего мира нет другой альтернативы, кроме как жить по принципам Живой Этики. Из Учения нельзя взять только какую-то часть для применения, ибо тогда и результат будет частичным. Более того, при частичном применении свет легко подменяется тьмой, свидетелями чего мы и были в нашей стране. Только полное принятие всех предлагаемых рекомендаций, всех Основ Учения, соблюдения всех Законов вселенной приведет к успеху и процветанию России и мира.
С отказом в нашей стране от марксистко-ленинской философии, в основе которой лежал моральный кодекс строителя коммунизма, общество оказалось в идеологическом вакууме. Это немедленно и отрицательно сказалось на нравственном уровне людей. Предлагаемая книга призвана заполнить идеологические пустоты. Тематические выдержки о воспитании детей есть лишь одна грань Нового Провозвестия и призваны в первую очередь помочь родителям, учителям и наставникам, ни в коей мере не заменяя собой Первоисточник, который состоит из 14 основных книг: «Зов», «Озарение», «Община», «Агни-Йога», «Беспредельность» (1 и 2 части), «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» (1, 2, 3 части), «Аум», «Братство», «Надземное». В добрый путь, дорогой читатель, в страну Прекрасного Будущего!
"Идеология, проводимая в Книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира, где все высшие ценности будут поставлены во главу угла и будет осознано все великое значение психической энергии в ее разнообразных свойствах и приложении. Носители ее будут рассматриваться как сокровище государства." Е. И. Рерих, Письма, 17.09.38.
"Молодежь, нежелающая слышать о смысле жизни, непригодна для строительства страны, такая молодежь не может способствовать ее расцвету. Е. И. Рерих, Письма, 9.11.38г
"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества". Н.К.Рерих.
"Учи счастью красоты. Учи счастью знания. Учи счастью любви. Учи счастью слияния с Богом". Зов, 4.03.22 г.
1.Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Никто не хочет понять, что перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита. Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. Многие полагают, что можно иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации. Можно достичь, лишь полюбив будущее. Немногие любят будущее. Страна трудовой радости, совершенствуя качество труда, может быть естественно увлечена в будущее…
2. Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением. При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования.
3. ... Школы должны непременно учить всем искусствам. Не нужно насаждать насильно, но каждый начинающий уже может почуять красоту явления и искусства. Было бы ошибкою, если лишь известный класс художников станет творить и плоды их будут механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчесва будет неизмеримо выше марафона бегунов. … Пора понять, что народное творчество будет вдохновенным утверждением достоинства. Мы при всех трудах находим время вдохновлять разнообразное творчество. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполнится творчеством, пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии...
4. Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почетного места во многих домах. Обязанность общины - утвердить книгу, как друга дома. Кооператив прежде всего имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях родины и связи ее с миром; показаны будут герои, творцы и труженики. И понятие чести, и долга, и обязанности к своему ближнему утвердится, так же как и милосердие. Много примеров, зовущих к познаванию и открытиям.
5. Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. Родина выливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место и значение. Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством народов. Также и верование в Высшую Справедливость придет от знания действительности. Пусть процессы Мира найдут живых толкователей. Нужно следить, чтобы эти великие пути народов не искажались в угоду невежеству.
6. В школах должен быть введен предмет - синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательно выбрать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Также беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая: почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не ленностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно
7. ... Школы имеют задание развить в учениках понимание связи элементов. Иногда думали, что состав воздуха одинаков везде. До сих пор думают так, иначе принимали бы соответствующие меры. Люди пьют воду и говорят - просто вода, огонь - просто огонь. Но даже огонь может быть исследован с точки зрения Мира Огненного. Начиная от разнообразия электрических проявлений, можно прийти к свечению предметов и животных. Среди некоторых видов рыб можно найти любопытные свечения. Если начнем разлагать состав этого свечения, то можно увидеть кроме обычных процессов, нечто несказуемое, особенно среди сущностей глубоких вод. Среди этих нагнетенных организмов проявляется одно из качеств тончайшего Огня. Так на антиподах можно наблюдать сравнительные данные.
8. Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. Люди так не умеют различать главное от ничтожного. Часто самые узловые вехи существования не обращают внимания на себя. Школа должна помочь такому просвещению.
9. Среди школьных изучении истории и сравнения верований пусть не будет забыты различные противоречивые постановления собраний, соборов и законодательных решений. Не для смущения умов нужно знать Истину, но для укрепления будущего пути. Совершенствование лежит в основе знания.
Никто не может приказать не знать Истину и не стремиться к ней.
10. Люди изучают жизнь пчел, муравьев, обезьян; люди изумляются перелетным птицам, их порядку, их стройности, но все же не делают соответственных выводов для улучшения жизни земной. Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полетами и яснослыша-нием. Так, яснослышание будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все существует - значит, все ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки.
11. Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой - нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения сообщений сведений очень необходимо, ибо газеты не дают важнейших сведений.
12. Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа от самой начальной должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской...
13. Труд - венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания. Ярко надо подчеркнуть рабочую атмосферу.
14. Некоторые смутьяны надеются, что постоянным свержением всего они упрочат свое благосостояние. Характерны эти мысли расхищения и раздробления. Невозможно даже помыслить о привлечении огненной стихии на расхищение и раздробление! Повторяю, это невежественные приемы, от которых нужно отучиться. Пусть срубивший дерево немедленно заменит его вновь посаженным. Пусть огородник одною рукою собирает, другою сеет. Простое правило нерасхищения должно быть преподано среди первых уроков школы. Учитель должен приготовить дух для самых пламенных восприятии. Только при постоянном утверждении путей грядущих можно заготовить воинов духа.
15. В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия, часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово как стрела громоносная, и слово как педаль мысли. Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Как песок сыплют люди жемчуг. Право, пора заменить многие определения.
16. Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые почуят себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету.
17. Школы поймут, где леность, где необычное строение характера, где безумие и где необходимо понимание.
18. Сказавший, что вспышки Света не что иное, как направленные мысли, не был очень далек от истины. Конечно, мысли пространственные - как электрические разряды и могут производить не малые световые явления. Цветные искры также зависят от качества энергии, вызвавшей эти разряды. Мы можем посылать мысли, которые могут создавать не только световые знаки, но могут давать телесные ощущения. Принцип трансмутации мысли в ощущение только доказывает, что мысль есть энергия. Так нужно с малых лет привыкать к мыслеэнергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа. Можно видеть, насколько человечество в последние годы уходит от духовного начала. Многие книги, которые должны были бы именно направить к духовной жизни, наоборот, уходят от внимания людей. Но так не может продолжаться. Нужно напомнить всеми мерами о существе духа. Нахождение множества сект не помогает и уводит людей в бесцельные блуждания. Сущность Кали Юги характерна как разделение на суставы всего организма. Но Благая Матерь встает на Заре, чтобы собрать эти разбросанные части одного Существа. Матерь Мира привлекает внимание народов и ждет Звезды Утра.
19. И в будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь.
Мои избранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу
И любовь личная, и народная, и мировая вознесут жертву Творцу Любви.
Шлем благословение и помощь.
20. Подкупность должна быть искореняема всеми средствами, но нельзя полагаться на карательные меры. Они плохо помогают. Нужно среди уроков Этики в школах утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека. Следует очень пристально наблюдать, не покажутся ли где признаки такого гниения. После подкупно-сти не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается от малых лет, что и воздействие возможно лишь от малолетства. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качество труда придет и сознание долга. Каждая небрежность, забывчивость и уклончивость может быть осуждена лишь в своем сердце.
21. Признательность есть одно из самых реальных по последствиям понятий. Можно приучаться к нему даже на мелочах. После в школах нужно говорить о признательности как о залоге благосостояния.
22. Пусть школа широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей. Ум и творчество пусть раскроют возможности, доступные каждому. Нужно озаботиться, ознакомит с условиями различных существовании. Пусть школа научит искать путь чтобы каждый ребенок уже чуял, что возможности заложены в нем самом. Помимо наследия уже нередко можно убеждаться, насколько в человечестве проявляется язва безысходности. Человек впадает в мрак темницы, приготовленной им самим. Каждый пусть поможет таким узникам, указав на путь близкий и радостный.
23. Нужно и в школах сказать, насколько полезно снисхождение. Нужно указать, что осуждение есть мертвое начало. Можно легко избежать его, если помнить, что разрушение не будет равно созиданию. Предоставим разрушение мудрости Космоса, мы же будем создавать.
Мыслитель говорил: «Учитель, укажи в снисхождение восходить».
24. Не нужно думать, что только кармические условия создают шатание. Причину часто нужно искать в одержании. Сам шатун думает, что он должен войти осторожно, но если бы эта забота касалась его самого!
25. В школах не следует читать лишь
о героях. Несколько безымянных примеров судьбы
шатунов будут
уместны. Яркое пламя подвига еще больше засияет
от судьбы тушителей.
26. Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточно примеры постоянного учения. Действительно, ограничение лишь обязательными школами образования показывает явление невежества. Обязательная школа должна быть лишь входом в настоящее познавание. Если разделить человечество на три категории, на вообще не знающих школы, на ограниченных обязательным школьным образованием и на продолжающих познавание, то последнее число окажется удивительно ничтожным. Это показывает прежде всего небрежение к будущим существованиям. В упадках духа людям нет дела даже до собственного будущего. Пусть останется запись, что в настоящем, столь значительном, году приходится напоминать, что пригодно было тысячу лет назад. Кроме начального образования, нужно помогать обучению взрослых. Несколько поколений одновременно существуют на земле и одинаково мало устремляются к будущему, которое им не миновать. Небрежность эта поразительна! Учения сделаны пустыми оболочками; между тем, на простой праздник люди стараются приодеться! Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света? Не в ханжестве, не в суеверии, но в просветлении можно радоваться не только детским школам, но и объединениям взрослых для постоянного познавания.
27.
Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о ее улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами; между тем, открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду, и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний!
28. ... Распространение ложных сведений есть особо вредное невежество. Но как поступить со школьными учебниками, которые имеют столько заблуждений? Наука гуманитарная и наука физическая двигаются, устремляясь к новым, проверенным достижениям. Справедливо ли, что молодое поколение должно получать не лучшие достижения, но обветшалые, скудные заблуждения? Много смятения вносится в молодые сознания такими ложными сведениями.
Если учебники не успели исправить, то учителя должны устно предупредить учеников об ошибках прошлого. Не стыдно ли, что сохраняются заблуждения и тем обременяют молодые сознания? Так и среди надземных познаний.
29. Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одни поколение недоумок будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.
Дайте детям возможность мыслить!
30. Прежде всего изгоните всякое невежество и без напыщенности просто больше знайте! Руководство массами обязывает к расширению сознания.
Также углубите курс начальных школ. Это Мой Совет для немедленного применения!
31. Необходимо удалить все устарелые предметы. Древние языки сделать выбранными. Конечно, программа меняется по народонаселению. Зато следует ввести изучение общего языковедения. Особо развить наглядное обучение, естественные науки, географию, прикладные знания и ремесла. Вводятся духовные беседы, в духе религии, в зависимости от состава учеников. Различия между деревенской, городской и гимназией уничтожаются. Единая для всех начальная школа, единая для всех средняя и единый для всех Университет.
Особо обратите внимание на начальную школу. В начальной школе учение совместное до десяти лет. Средняя - от 10 до 16 лет, но, конечно, зависит от способностей. Средняя школа не имеет совместного обучения.
Экзамены отменяются, но каждый должен представить самостоятельную работу. Пусть даже семилетний малыш проявит себя. Так легче судить о способностях. Школы должны быть самыми красивыми зданиями.
Духовные беседы происходят в особом помещении, где висят изображения всех основателей религии!
О школах следует добавить, пусть не убивают индивидуальность духа. Конечно, всякая политика исключается. Считаю - летние лагеря очень полезны. Военные школы упраздняются, но военная дисциплина вводится в школах. Для желающих посвятить себя военному делу учреждается Военная Академия, учреждение, равносильное Университету. Поступающие в Академию освобождаются от воинской повинности, ибо числятся на службе, остальные идут служить.
32. Обучение в низшей и средней школе должно быть одинаково для обоих полов. Нельзя навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки. Очень важно, чтобы программа не различалась для полов. Уже это одно условие сотрет очень вредное отношение к полу.
33. Не поощряйте космогонических рассуждений до утверждения сознания. Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Знаете ли, как создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия наибольшей опасности? Как расходовать его для перевозки мороженных овощей! Всегда сохраните возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы. По этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподоб-ное движение есть уже свет и радость.
Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников.
Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. Изуверство и запрещение сменяются возможностями.
Дайте изучение ремесел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества.
34. ... Неразрывны биология и нравственность. В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему Миру, но затем около религий свили гнездо преступление, суеверие и лицемерие. Люди начали искать иного разумного подхода к Надземному Миру. Познание и наука указали на возможности приближения к Высшему Миру, но мыслители поняли, что наука без нравственного основания останется мертвой. Таким образом, Мы постоянно должны напоминать, что наука не может продвигаться без сознания Живой Этики.
Нужно от первых школьных лет уже преподать основы биологии и указать, когда они могут ожить. Прежде погружения в научные формулы нужно дать твердые жизненные основы, только так можно найти живой путь к живым преуспеяниям.