|
АИ, 95; К великому Познавшему
пришёл ученик, желавший чудес: "После чуда
уверую". Учитель печально улыбнулся и показал
ему великое чудо. Ученик воскликнул: "Теперь я
согласен под Твоей рукой пройти ступени
Учения". Но Учитель показал ему на дверь и
сказал: "Теперь ты Мне больше не нужен".
АИ, 103; Взаимоотношения Учителя и ученика. Учитель
даёт указания в пределах дозволенного. Он
возводит ученика, очищая его от ветхих привычек.
Он предостерегает его от всяких видов
предательства, суеверия и лицемерия. Он
накладывает испытания видимые и тайные. Учитель
открывает врата следующей ступени словами:
"Радуйся, брат". Он же закрывает словами:
"Прощай, прохожий". Ученик избирает себе
Учителя. Он почитает Его наравне с высшими
существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие
мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на
мече слова своего. Он являет прилежание труда и
подвижность подвига. Он встречает испытания как
свет утра и устремляет надежду на затвор
следующих врат.
АИ, 125; Открытый, готовый отряхнуть лохмотья
ветхого мира, устремлённый к новому сознанию,
желающий познания, неустрашимый, правдивый,
преданный, зоркий на дозоре, трудящийся,
целесообразный, чуткий приближается ученик к
Учителю. Он нашёл стезю доверия. Майя не
прельщает его. Мара не устрашает его. На земном
лоне найден камень дальних миров. Украшена жизнь,
и утверждено уменье, и уничтожены лишние слова.
"Учитель, мне удалось перенести стрелу зноя и
перенести ужас холода. Ушли мои земные силы, но
открыто ухо моё. И тело света готово вострепетать
по зову Твоему. И руки мои готовы принести самые
тяжкие камни для храма. Знаю три Имени, знаю Имя
лик Сокрывшей, сила моя притекает". Так
обратился ученик к Учителю.
АИ, 205; ...Благословенна Индия! Ибо ты одна
сохранила понятие Учителя и ученика. Гуру может
направить корабль духа ученика. Гуру может
рассеять приступ сна. Гуру может возмутить дух
поникший. Горе тому, кто дерзнул ложно признать
кого Учителем своим и кто легкомысленно
произносит слово Учитель, почитая себя!
Истинно, процветает дух, который понял путь к
восхождению, и болеет поникающий двоемыслием.
Можно спросить мальчика Индуса - хочет ли он
иметь Гуру? И не нужно будет слов ответа, ибо
глаза мальчика выразят желание, стремление и
преданность. Огонь Ариаварта зажжётся в глазах.
Поток Риг-Вед потечёт по склону гор. Кто же может
сказать словами всю цепь Учительства? Или она
осознана подобно змию знания, или без неё мрак,
сон, одержание.
Устрашать не нужно, но необходимо сказать всем,
прикоснувшимся к Йоге: ваша опора - Учитель, ваш
щит - преданность Учителю, ваша гибель -
безразличие и двоемыслие. Кто одинаково
улыбается друзьям и врагам Учителя, тот не
достоин. Кто же не предаёт Учителя хотя бы
умалчиванием, тот может войти на ступень порога.
АИ, 438; …Учителя никогда не имели много учеников.
Можно помнить ничтожные цифры шестнадцати,
двенадцати и даже меньше. Это показывает,
насколько трудно приближается и ассимилируется
огонь пространства. Но зато для насыщения
пространства огонь незаменим.
АИ, 207; …Особенно нужно ученику владеть собою в
отсутствии Учителя. Часто именно в это время их
неразумение вздыхает особенно свободно, ибо
понятие Учителя не осознано и тем закрыт путь к
Амрите.
АИ, 623; Ученик, желающий стать Агни йогом, должен
чуять всю силу огня любви к Учителю. Ученик,
желающий помочь слагать дела Учителя, должен
хранить завет Учителя. Ученик, желающий хранить
завет Учителя, должен, как жемчуг, хранить
сказанное. Скажу: претворяя гимны Матери Мира в
жизнь, научитесь утверждать начало в красоте
Космоса.
АИ, 632; Завет Наш не знает явления неустойчивости
в ученике непреложном, когда завершения нет. Но
огонь устремления - двигатель событий.
Достижение прекрасно, когда ученик может
сказать: "Учитель, я чашу труда испить хочу".
Б, 427; …Правильно сказали о Иерархии. Конечно,
жизненная спираль складывается только этим
принципом. Творчество Учителя также является в
вечном движении, потому насыщение ученика должно
идти творчеством Учителя. Потому ученик,
считающий свои достижения, перебрасывает себя
через предел истины. Потому скажу, что есть один
Щит - Иерархия. Потому ученик, считающий свой
мягкий стул выше престола Гуру, должен, истинно,
запомнить Руку Дающую. Скорблю, когда
утверждающийся ученик действует самозаносчиво.
У Нас считается пределом самомнения
заносчивость к Гуру. Так пусть помнят ученики на
всех путях.
И, 128; …каждое устремление, ведущее к объединению
ученика с Учителем, ведёт к познанию высших
законов. Ученик, не желающий Учителя, тем
признаёт своё невежество, ибо приостанавливает
своё развитие. Ведь каждая сила, влекущая дух
кверху, есть сила развития. Как же будем
расширять сознание и возвышать дух, если не
примем Руку Иерарха?
С, 239; Если мать не будет терпеливо внимать первым
желаниям своего ребёнка, она не будет матерью.
Если Учитель не проявит терпения к первым шагам
ученика, Он не будет Учителем. Если Учитель не
поймёт путь ученика, Он не будет Учителем. Если
Учитель не наложит руку на глаза ученика, Он
будет ослепителем. Так обережём путь сердца.
Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение. Он
наблюдает опыт ученика и лишь тихонько отведёт
руку, если она коснётся огня. Терпение есть
камень Венца. Оно свидетельствует о приближении
к Беспредельности.
С, 275; Учитель нуждается в особо чётком сознании
учеников. Но ночь, устилающая сознание, не
позволяет устремить всю мощь, сохраняемую в
недрах.
С, 383; …Учитель направляет токи, но сердце самого
Учителя иногда нуждается в соединительном
веществе, тогда энергия ученика имеет особое
значение. Учитель должен быть очень признателен,
когда очищенная энергия ученика восходит мощною
спиралью. Это зовётся колесом сотрудничества.
Также Учитель готов всегда поделиться запасом
энергии, но и ученик должен быть готов иметь
очищенное сердце.
МО, Ч.1, 331; Учитель обязан следить за качеством
мысли ученика. Не самые проделки, но течение
мысли будет путём продвижения. Не
сверхъестественно это понимание чужой мысли, но
оно складывается во многих движениях и взорах.
Немного внимания - и учитель увидит огни глаз.
Очень значительны эти блистания, которые для
мудрого врача дадут целую историю внутреннего
состояния.
МО, Ч.1, 495; Учитель умеет понять сущность
характера ученика. Негоден учитель, пожелавший
уравнять всех своих учеников, тем он себя унизит
и совершит непоправимое к нему.
МО, Ч.3, 496; Учитель ведущий не будет осуждать
соседа и тем затруднять путь ведомых. Каждый
учитель будет радоваться, если его ученики
поспешат вперёд и найдут веселье в пути к мысли о
Высшем.
А, 490; Во всём происходит движение, так же
вибрирует Руководство. Высшими качествами
Руководства будут - отзывчивость, зоркость и
вмещение. Плох будет Руководитель, окаменевший
на одном приказе! Высшее Руководство и невидимо,
и неслышимо. Особая наука, чтобы дать не меньше и
не больше, принимая во внимание планетарные
условия.
Не удивляйтесь, что руководимые нередко вообще
не признают руководства. Истинно, Руководитель
этим не огорчается. Учитель плавания
поддерживает вновь плывущих и ободряет, шепча:
"Вы сами плывёте". Так бывает во всех
областях. Не мудро было бы со стороны
Руководителя перечислять все космические и
кармические условия. Такие нагромождения могут
лишь напугать и подавить энергию.
А, 492; Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель
остаётся и учеником, ибо среди Иерархии он будет
звеном в Цепи Вечности. Так же по нисходящей
линии и каждый ученик будет Учителем.
Ошибочно думать, что какие-то посвящения
возводят на ступени безусловного Учительства -
только постоянная дисциплина познавания будет
живым источником совершенствования.
А, 582; Ученик обратился к Учителю с длинным
списком качеств, требуемых для преуспеяния.
Грустно сказал он: "Учитель, не могу овладеть
этими качествами". Учитель спросил: "Неужели
всеми?"
Ученик продолжил: "Представляется мне, что ни
одно качество не усвоено мною". Учитель
ободрил: "Не велика беда, если чувствуешь, что
все нужные качества не усвоены тобою. Хуже, если
тебе покажется, что ты владеешь всеми".
БР, 170; Опытный проводник показывает жаждущему
путнику источник не слишком рано и не слишком
поздно. Проводник умеет размерить отдых по силам
путника.
БР, 471; Счастье Учителя в том, чтобы ободрить
учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут
этому достижению перечни скучных мертвенных
событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно
приближение его уже передавалось огненно. Трудна
такая повседневная задача, но люди испытываются
именно на повседневности, которая будет сестрою
Беспредельности.
БР, 491; Учитель наклонился над водоёмом и спросил
ученика: "Что видишь?" Тот ответил: "Вижу
твоё ясное отражение". Затем Учитель указал:
"Возмути поверхность мизинцем, что видишь?" -
"Вижу искажённые черты твои". - "Подумай,
если прикосновение малого пальца уже изменило
черты, то какие искажения происходят среди
тонких энергий при грубом касании". На самых
малых примерах можно видеть происходящее и в
Тонком Мире.
БР, 603; Среди углубленных занятий вы не раз
ощущали внезапную трату энергии. Даже при самых
увлекательных работах вы могли почуять
необъяснимое отсутствие. Сознательный ученик
ценит такие перелёты сознания. У него мелькнёт
мысль: "Да поможет мне Учитель принести пользу
там, где нужно. Пусть будет миру хорошо".
Н, 310; Учитель должен, прежде всего,
удостовериться, насколько мышление учеников
освободилось от разных кривотолков и может быть
направлено к сути дела, тогда земное и надземное
будут частями одного целого.
Пусть Учитель скажет так, чтобы каждое слово
оказалось знакомым, а в итоге окажется
углубленное сознание.
Н, 419; Учитель должен убедить ученика, сколь много
радости в труде наполнения пространства. Нужды
нет, что слушатели обнаружат признаки
забывчивости, ведь поверх их живёт пространство,
и каждая полезная мысль в нём будет, как цветок
прекрасный.
Н, 561; ...Руководитель не может насиловать
свободную волю ученика, но в то же время
руководство должно продолжаться. Эта задача
трудна даже для опытного Руководителя. Можно
видеть, что такие же трудности находятся в каждом
быту.
Не надуманный метод, но звучание сердца может
найти консонанс, который найдёт путь к
совершенствованию свободной воли. Она может быть
воспитана, но какие нежные касания требуются,
чтобы не раздражить её. Учитель должен знать, что
воля есть самая драгоценная, уявленная победа.
Лишь воля куёт приближение к пути эволюции.
Нельзя растоптать этот цветок, процветающий в
течение многих существований. Пусть самая
утончённая забота проявится около просвещения
воли, именно воли.
Утверждаю, что не только образование, но и
просвещение нужно, когда руководство касается
такого чувствительного аппарата, как воля, она
связана с психической энергией. Она есть как бы
проявление устремления вперёд. Она постоянно
вибрирует и должна развиваться. Утеря воли есть
разложение. Без воли невозможно встретить волны
хаоса.
Мыслитель помогал ученикам напрягать волю на
самых обыденных предметах. Он говорил: "Лук не
должен оставаться без употребления, иначе он
рассохнется и сломается".
МО, Ч.1, 383; При каждом руководстве можно заметить
всюду одно условие. Мало направить ученика, нужно
довести его. Даже в домоводстве разве можно быть
уверенным, что поручение будет тщательно
выполнено? Нередко человек идёт за покупкою и
возвращается с неожиданно пустым карманом. Вы
уже видели много людей, которые, начав дельно,
сворачивали с пути и сжигали все приобретения.
Велик вред таких сожжений не только себе, но и
многим, связанным Кармою.
АИ, 174; Учитель следит за развитием йога.
Признаком развития йога будет услышание голоса
Учителя, в то же время развивается чуткость
справедливости.
ЗОВ 3.4.23; Я, Я, Я читаю ваши мысли каждый день.
Учитель проверяет творчество любимых учеников.
И когда усталость не смыкает рта, речь льётся как
ручей Гималаев.
АИ, 43; Ученик не должен быть одержимым и Учитель
поработителем. Между тем требуется осознание
Иерархии и согласованность действий, совмещение
свободной воли с признанием Учителя. Обычно
смущаются слабые умы. Конечно, условия и
ограничения противоречат свободе в её
вульгарном смысле. Но осознание
целесообразности и культура составляет великое
значение Учителя. Принять понимание Учителя
будет прохождением первых врат эволюции. Не
нужно в понятие Учителя вносить надземные
предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший
совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и
творчество, и Беспредельность.
ЗОВ 5.10.21; Не надо, чуть Учитель скажет неприятное,
- волноваться: ученик радуется каждой вести.
Думай о духовном руководительстве одного
Учителя.
Дух ваш ринулся, у Врат Приму вас, руки ваши
дуновением Согрею и Введу по дороге горней в
Храм.
Любите Меня, и удвоите силу.
АИ, 105; Ученики бывают четырех родов: одни следуют
указаниям Учителя, и восходят законно, другие за
спиною Учителя превышают указания, и тем часто
вредят себе. Третьи пользуются отсутствием
Учителя для пустой болтовни и тем разрушают путь
свой. Четвёртые за углом осуждают Учителя и
предательствуют. Ужасна судьба двух последних
видов!
Да утвердится сознание понятия Учителя!
П.Е.И.Р., Т.1, 21.7.34 г.; Почти никто не осознает, какую
страшную тяготу возлагает на себя Учитель
принятием ученика. Потому Великие Учителя,
стоящие на дозоре Мира, направляющие все мировые
процессы к благому разрешению и ведущие
гигантские космические битвы, могут приближать
лишь тех, в ком Они уже не сомневаются, кто прошёл
через многие огненные испытания и доказал свою
готовность и преданность не в условиях
благополучия, но на краю пропасти; отсюда такое
ничтожное число принятых учеников.
Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним
незримую связь и принимает его в своё сознание,
то есть с этого момента Учитель знает всё, что
происходит с учеником, может знать каждую его,
хотя бы мимолетную, мысль и чувство, и
соответственно направляет его. Для ученика же с
момента принятия начинается совершенно новая
жизнь. Пробуждаются все его спящие энергии,
наступает ускоренное развитие и трансмутация их.
На него направляется целая батарея незримых, но
мощных лучей, которые, по мере роста устремления
и расширения сознания ученика и утончения его
организма, становятся всё более и более
ощутимыми, и все они направлены к единой цели,
именно, к преображению внутреннего человека и к
утончению и разъединению его трёх тел для
самостоятельной деятельности на
соответствующих планах. Велико напряжение
ученика, физические силы его, временно, слабеют, и
он должен придерживаться известного образа
жизни, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи
могут быть восприняты лишь при высшем
устремлении ученика. Во всём нужны взаимность,
соответствие или согласованность. Потому без
ожидания нет получения.
|
|