Домой     Оглавление

Дети и Учение Махатм.
Новая школа в свете Живой Этики.

Частная собственность


261. Однажды ученики спросили Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?» Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека.

«Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником.

Учитель посылает пожелание, чтоб эволюция нарастала законно. Учитель умеет различать освободивших сознание».

Так сказал Благословенный и просил вообще не думать о собственности, ибо отречение есть омытие мысли. Ибо лишь по омытым каналам может пробиться основное устремление.

 

262. Современная индустрия и вся вещевая продукция настолько неуравновешены количественно и качественно, что пока исключают возможность правильного распределения вещей. Насильственное и неосознанное распределение порождает лукавство и ложь. Ожидать ли новых возможностей в бездействии или углублять сознание по существу? Вы помните слова Будды об ученике, окруженном вещами и осознавшем отказ от собственности. Нечего насильно пытаться отнимать вещи и тем создавать страсть к рухляди. Главное - разумно провести образовательную задачу унизительного значения собственности. Неважно, что кто-то останется в своем кресле. Важно, чтобы молодежь осознала нелепость своего кресла. Необходимо, чтобы это сознание явилось не отказом, но свободным завоеванием.

 

263. Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ. Не существует литературы против собственности. Лишь немногие победили дракона рухляди. Но многие мечтают о собственных приобретениях. Как правдивы должны быть исторические сопоставления! Как строго должны быть подобраны биологические подробности, чтобы показать противозаконность и тщету собственности. Законы свойств материи свидетельствуют, как собственность не отвечает природе человека.

Поймите, надо углублять завоевания основ освобождения. Умейте мужественно посмотреть в колодезь, недостаточно углубленный, - как быстро заплесневеет поверхность и тернии явят шипы над стоячей водой.

 

264. Неправый собственник, не забудь, что чужое пристрастие к собственности есть лишь твое отражение! Заботься прежде всего о вместимости своего сознания. Если зверь собственности непоглощен навсегда сознанием твоим, ты останешься несвободным, соблазняемым миражом Майи. Познавая, можно ту трудную задачу собственности решить в радости света.

Пекарю разрешается съесть все хлеба, но он этого не делает. Человек, осознавший сущность всех вещей, не нуждается в них. Сознание должно быть предметом первой заботы. Берите все реально в пределах всей жизни.

Несвободный, действующий для себя погрузится в океан лживых течений.

 

265. ... Главная погибель мира - от привязанности к несуществующей собственности. Поведать это народу новому - значит излечить страх старости. Явление владения без собственности откроет путь всем без условного наследия. Кто может улучшить, тот и владеет. Это касается и земли, и лесов, и вод - все достижения механики и разных родов изобретений подлежат тому же. Легко представить, как заработает народное творчество, особенно зная, что лишь дух дает лучшее решение. К очагу духа потянутся вопросы: как лучше? И мечи духа поразят всякое лукавство. Поистине, выгодно сделать лучше - закон простой, как и все в духе.

 

266. Когда-то мы Говорили: отдай все. Теперь идем дальше и Говорим: возьмите все, но не считайте своим. Простой разум поймет, как невозможно взять с собою земные вещи.

 

267. Избегайте однообразия, как в месте, так и в труде. Именно однообразие соответствует величайшему заблуждению - понятию собственности.

Раб собственности теряет прежде всего подвижность духа. Такой раб перестает понимать, что каждый день труда должен быть окрашен особым качеством духа. Такой раб не может переменить место, ибо дух его будет безвыездно в своем доме земном.

Спросите себя, легко ли вам передвигаться? Легко ли вам переменять качество труда? Если легко, то, значит, вы можете понять ценность Общего Блага. Если каждая поездка заставляет вас писать духовное завещание и перемена труда делает вас несчастным, значит, надо принять лекарство. Следует тогда предписать самые опасные поездки и назначить смену самого разнообразного труда. Разовьется мужество и находчивость, ибо первопричина - страх.

Зародыш чувства собственности -тоже страх. Хотя бы чем-нибудь прикрепиться к земле. Точно жалкая лачуга может явиться достаточным якорем для духа! Точно груда собственных вещей может защитить от молнии! Периодически вредные игрушки собственности отнимались от человечества, но отец лжи - страх - опять ткет свою паутину, и опять боязни измышления. Потому отменим страх. С ним уйдут собственность и скука. Сколько нового здоровья в разнообразии места и труда!

 

268. В верованиях и законах сказано против кражи, но опять это звучит запретом. Между тем надо указать, что кража вредна, как понятие, усиливающее чувство собственности. Кража вредит эволюции мира, но не завидна для вредящих мировой эволюции. Они отсылают себя далеко назад.

Не важно, что какой-то предмет перейдет в другие руки, но важно, что два человека испытают приступ чувства собственности.

Закон о краже несовершенен, ибо главные кражи: знания, идеи творчества не могут быть предусмотрены.

 

269. Уходя, оставляйте все, ибо все вместили. Утверждайте отказ среди имущества. Утверждайте овладение среди пустыни. Если видите жажду к вещам, утолите ее.

 

270. Когда человек явил подчинение устремлениям к собственности, то это самости затмило развитие. Ведь человек стал рабом темных сил, потому меч очищения неминуем.

 

271. Как же быть с этою собственностью? Мы знаем об отречении, но если нечто уже существует, то как же признать это не существующим? К тому же не будет ли это разрушительно? Так призовем снова Учителя и мысленно передадим Ему эту стесняющую ношу. Он же умеет передать выше наш мысленный дар. Так мы решаем задачи о собственности. Так само название это уходит и мы остаемся хранителями имущества Иерархии. Ведь мы можем читать книги Учителя, уявляет Учитель разрешение жить в Его доме, любоваться Его вещами и питаться плодами сада Его. Тем самым Имя Учителя пребудет с нами неотступно, и мы улыбнемся, стирая пыль с явленных предметов, порученных нам по доверию Учителя.

 

272. Следует также здесь на Земле утвердить в сердце своем точку зрения на собственность, иначе мы унесем в Тонкий Мир самое тяжкое чувство о земной собственности. Пусть люди соединяют понятие внутреннего совершенствования с принятием красоты земных вещей. Красота для многих, разве это не спасительный огонь для путников? Так, усовершенствование своего Я для других будет достойным решением.

 

273. ... Земная собственность не существует. Много сказано о собственности, но только огненное состояние может показать иллюзию такой собственности. Только когда сознание наше останется единой собственностью нашей, тогда мы чувствуем свободу восхождения. Очень трудно уравновесить подъем, превышающий средние слои Тонкого Мира. В них люди и не думают расставаться с разной собственностью, они существуют именно этими притяжениями. Но если явление высшее приподнимет их сознание, то начинается неимоверная борьба. Потому уже в земном состоянии нужно уяснить себе, где неполезный груз. Следует это делать не во имя Тонкого Мира, но выше.

 

274. Благо тому, кто опытом жизни и почитанием Иерархии освободился от чувства собственности. Поистине, он сократил пусть свой. Но если грубая земная оболочка еще не допускает освобождения сознания, то не следует насильственно лишать собственности. Такое насилие лишь разовьет упорство и злобу. Только личным примером и внедрением Учения можно привлечь людей к скорейшему пониманию жизни.

 

275. Только ясное сознание Тонкого Мира поможет людям осознать земную собственность без лицемерных отречений. Человек поймет, какое достояние ему принадлежит, и земные вещи найдут должное место в долгом человеческом существовании.

Сущность не в отречении, но в осознании особо Прекрасного.

 

276. Завет всех Учителей о преходящем значении вещей направлял к движению. Не аскетизм, но разумное управление вещами указывалось.



Материализм и идеализм


277. Младенческий материализм явится дурманом для народа, но просвещенное знание будет лестницей победы.

Без отрицаний, без суеверий, без страха пойдете к истиной общине. Без чудес найдете ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать закрытые глубины. Полюбите бесстрашие знания.

 

278. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворенного.

Мы говорили о тонких телах, о магнитах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о перемещении чувствительности, об изменении весомости, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о явлении цементирования пространства, о чувстве центров, о понимании слова материя. Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить тем, кто хочет приложить технику в жизнь. Нужно заменять идеальные слюни твердым разумом.

Мы - Носители Духа, имеем право требовать уважения и познавания материи.

Друзья, материя не навоз, но вещество: сияющее возможностями. Нужда человечества - от презирания материи. Настроены пышные сходбища, но не воспеты гимны знанию.

 

279. Явления должны быть принимаемы в полной реальности. Для материалистов это условие особо обязательно. Но именно материалисты более других перекрашивают разнородные явления в свой цвет, тем самым затрудняя эволюционный процесс. Мы, как опытные Строители-реалисты, можем видеть вред нетерпимости, основанной на грубейшем незнании. Где же реальность, когда мышление стеснено, вместо тысячи знаков знает лишь пять! Утверждение становится искажением, если заранее скован стереотип условностей. Улыбка знания опрокидывает шлюзы намеренных заграждений. Строитель не может фантазировать о почве под зданием. Такое положение тем более преступно, что материальное воззрение дает самые неограниченные, законные возможности.

 

280. ... Неужели диалектический материализм есть лишь ограниченность? Развитие сознания приближает нас к осязанию целой мощной энергии. Неужели можно по-прежнему мыслить лишь половиною мозга, не заботясь о запертых сокровищах?

 

281. Слово «материализм» приняло чудовищное понятие. Вместе с тем, материализм происходит от вездесущей сущности силы Беспредельности. Почему такое извращение космической силы?

 

282. «Явление извращенного материализма, именно, отвратило мышление от материи как источника Света. Дух отринут, и материя забыта - остался базар! Не думают люди, что сказанное не преувеличение, но пример прост: пошлите гонца с просьбой о благе и гонца о зле и подсчитайте ответы. Подсчитав ответы, поймете, почему надо спешить.

 

283. Утверждение лишь материального мира не может подвинуть настоящее развитие сознания. Возьмите историю человечества, посмотрите, как кратки были периоды материализма, они постоянно кончались кровавыми судорогами. Мышление, конечно, возмущалось и, утеряв путь, умножало преступления. Самоусовершенствование может быть лишь в утончении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные. Так сознание убережет от самых стыдных мыслей. Сознание приведет к Огненному Миру.

 

284. Только что Наблюдал, как один ученик Бехтерева пытался над посылкою мысли на расстоянии, но он не мог преодолеть самого простого условия. Он не мог расчленить напряжение от раздражения, которое закрывало его аппарат. Когда он думал, что напрягается, он только раздражался, предпосылая, что ничего не выйдет. Между тем, он теоретически думал хорошо, но у него не было расчленения его эмоций. Кроме того, мешает и ложноматериа-лизм, который полагает все для всех и во всяких условиях. Конечно, это возможно через две расы, но сейчас это подобно грузу слона над тараканом. Смутно понимание психической энергии. Пусть ее назовут хотя и материалистическим молотом, но пусть осознают ее. Не в названии дело! Можно привести груды названий, но огрубение от них не уменьшилось. Огрубение психической энергии - самая ужасная эпидемия.

 

285. ... Четыре осознания преобразят земную жизнь: осознание прошлого, осознание дальних миров, осознание Тонкого Мира, осознание Иерархии. Но можно ли человеку вместить эти четыре осознания? Каждый мыслящий согласится, что эти осознания не трудны. Они заложены в понятии жизни, стоит лишь собрать их, и самая обыденная жизнь превратится в прекрасную явь. Но ради приобретения таких осознаний нужно воспитать свою волю. Только свободная воля может обратить в действительность понятия, которые для многих мертвы.

Обыватель скажет: «Какое мне дело до Иерархии, которую не вижу?» Или: «На что мне дальние миры, когда нет от них выгоды? И пусть умрет прошлое со всеми гробами и костями!»

 

286. Он не знает, что прошлое вовсе не в костях. Он не понимает, что дальние миры существуют, как равновесие Космоса. Он не может признать Тонкий Мир, ибо он не знает голоса тишины. И на что ему Иерархия, когда он мнит себя царем Вселенной!

Не думайте, что говорю напрасно, но, к сожалению, такие тупые сознания преобладают. Они ничего не ищут и не желают признать всего за пределами дома. Они как бы мертвы, и сознание их не работает. Но без кипения сознания не может пламенеть и воля. Сознание не подсказывает им, что преобразование жизни находится в их руках. Мы ощущаем тягость того мертвого груза планеты.

Мыслитель говорил: «Кто изгоняет мысль, тот может больше не жить».

 

287. ... Мировоззрения - идеалистическое и материалистическое - суть понятия мнимые. Найдутся люди, которые скажут, что четыре осознания, названные Мною, будут понятиями идеалистическими, и потому не отвечающими мировоззрению материалистическому. Они такие природные отрицатели, что даже не позаботятся рассмотреть каждое понятие с точки зрения материализма.

Пусть они скажут, что научное изучение прошлого не материалистично так же, как и познание жизни дальних миров и скрытых энергий. Не будем говорить об Иерархии, ибо каждый из отрицателей имеет свою Иерархию и поклоняется ей даже больше того, чем Мы имеем в виду. Так рассмотрим каждое понятие со стороны материализма и придем к заключению, что решительно все сущее есть материя.

Но что же есть воззрение идеалистическое? Оно не может быть вне материи, хотя бы оно касалось высших слоев. Таким образом, видим, что оба названные мировоззрения будут плохими определительными. Человек стремится познать Великую Реальность. Человек для этого обладает мышлением. Человек пришел к правильному выводу, что мысль есть энергия, значит, реальные исследования будут действовать совершенно ощутимо. Человек идет по напряженной научной стезе. Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений.

Утверждаю, что человечество двигается по пути научных умозрений, но движение это медленно. Толпы невежд препятствуют каждому ускорению, но пора, чтобы ветхие понятия отпали, иначе самомнительные новаторы оказываются самыми отсталыми тиходума-ми.

Мыслитель предостерегал, чтобы ученики не сделались жертвами отсталых определительных понятий.

 

288. ... Как трудно с теми, кто уверяет, что незримое ими вообще не существует. Они полагают, подобно своим прадедам, которые жили до микроскопа и телескопа; никакие аналогии их не убеждают. Они называют себя реалистами, материалистами, и скептиками, остальных они зовут идеалистами и осуждают за предрассудки.

На деле оказывается наоборот, эти реалисты являются настоящими идеалистами, ибо они верят в идеи, ими выдуманные. Между тем те, которых называют идеалистами, оказываются истинными реалистами. Они хотят изучать, и знание их основано на наблюдениях. Они не допускают суеверия и предрассудков, ибо они знают о неисчерпаемости проявлений Природы. Они могут называться материалистами, потому что утверждают качество материи.

Можно ли назвать, себя материалистами лишь во имя ограниченности и невежества? Повсюду вам придется удостоверяться, как велико число людей невежественных и воинствующих своим невежеством. Не утешайтесь тем что некоторые честные и пытливые наблюдатели заняты науками высшего реализма, число их мало и они, подобно древним христианам, принуждены скрываться в катакомбах. Нужно уважать этих исследователей, но им особенно вредят ложные начетчики. Также вредят те, кто не могут понять, отчего им не доступны некоторые постижения. Они способны осудить все сущее, кроме самих себя.

Мыслитель указывал на пса, говоря: «Он видит многое, что нам незримо, но человек может быть не хуже пса».

 

289. Сказано, что материя есть кристаллизованный дух, но можно сказать и наоборот, ибо все, от тончайших энергий, есть материя. Суждение будет скудным, если кто-то восстанет против энергетического начала, тем самым он будет отрицать и материю. Что же тогда останется у такого невежды? Пора возвратить наименованию подлинное значение. Кто считает себя материалистом, тот должен почитать материю во всех ее разновидностях. Не позволительно называться материалистом и отрицать сущность материи.

 

290. Построение материи и духа не заключается в основе вражды. Зачем останавливать движение в прекрасную Беспредельность? И зачем нагромождать призрачные запруды около Земли?

Никто не отрицает ценность материи, но нельзя понять, зачем колеса и паровой котел должны спорить в паровозе? Кажется, чем лучше работает паровой котел, тем лучше колесам. Но заведующий колесами думает, что они самая важная часть организма, и приглашает всех кататься на колесах, умалчивая, что колеса без двигателя могут катиться лишь под гору.

 

... Вы заметили, что каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. Также можно заметить, как именно это указание из каждого учения истреблено, ибо материализм должен защищаться. На земле это условие особо значительное.

 

291. ... Люди постоянно рассекают целостные, неразъединенные понятия, такое насилие свидетельствует о невежестве. Понятие эволюции разделяется на материалистическое и идеалистическое, но возможно ли настолько искажать величественное понятие эволюции и лишать ее приложения к жизни?

Слышите ли Наши сожаления, когда единство нарушается? Пусть врач представит себе человека, состоящего лишь из мускулов или только из нервов, - такой организм не может существовать. Но можно ли представить себе эволюцию лишь материалистическую или только идеалистическую?

Ни та, ни другая - не жизненны. Только полная эволюция всех понятий может преображать жизнь. Это не назовем синтезом, ибо синтез предполагает сложение некоторых частей, но в случае эволюции не будет механического сложения - мускулы и нервы эволюции представляют один организм. Уродливо будет вообразить, что организм может жить лишенным одного из двигателей. Потому в истории человечества можно проследить, как недолговременны были даже расцветы государств и народов. Пока не будет найдена гармония всех основ эволюции, до тех пор человечество будет хромать.

Также рассмотрим, правильно ли понимается понятие материализма и идеализма. Найдем, что оба толкуются неправильно. Когда люди знают, что материя есть и дух, и каждое их состояние есть лишь проявление той же всеначальной энергии, то каждая попытка разъединить будет убога. Материя является понятием условным в руках неразумных.

Пусть не умаляют великую эволюцию, пусть призовут все науки, чтобы рассуждать основательно. Лишь при научном методе люди признают значение эволюции.

Мыслитель говорил: «Граждане, зачем вы подвязали одну ногу? - Не годитесь на долгий путь».



Понятие отдыха


292. ... Отдых есть смена труда, но нужно иметь в виду иные, полезные отдохновения. Такими будут: общение с Надземным Миром, обогащение познания, созерцание величия Природы и творчество человека. Одни назовут такое отдохновение расширением сознания, другие - освобождением от эгоизма, третьи - победою духа, - все будут правы. Восторг возвышенных восприятий может преображать жизнь, если человек сумеет сохранять в себе такие целебные вибрации.

К сожалению, весьма редко люди могут воспользоваться такими истинными ценностями, обычно ярая злоба помешает заметить наиболее прекрасное. Человек, вместо сужденного отдохновения, погружается в раздражение и вредит не только себе, но и всему окружающему.

Следует в школах объяснить, в чем заключается отдохновение, приносящее здоровье духа и тела. Пусть молодые строители жизни найдут равновесие труда и отдохновения. Пусть они найдут время помыслить о Мире Надземном. Они, может быть, начнут с насмешки, но затем простая логика заставит подумать глубже. Может быть, они начнут мыслить от астрономии, или химии, или от любой отрасли физики, и они натолкнутся на нечто им неизвестное. Особенно теперь, когда люди начинают мыслить об энергиях, можно ожидать, что пытливые умы поймут ширь возможностей, преображающих бытие. Но люди еще далеки от свободы мысли. Пусть мысль освободит угнетенных рабов.

 

293. Часто было сказано - отдых может быть достигнут не сном, но переменой труда. Конечно, кто-то перестал спать и получил плохие следствия. Нужно предварительно научить нервные центры работать группами. Нужно расчленить самые неожиданные группы и затем быстро сменять их комбинации. Так уличный музыкант, играя одновременно на нескольких инструментах, проделывает уже одно из полезных упражнений. Диктование одновременно нескольким писцам полезно. Соединение чтения и диктования полезно. Движение рук в противоположном направлении полезно. Остановка дыхания и мышления полезна. Можно перечислить множество упражнений воли, о которых можно сказать: пчелы создают улей терпением.

left.gif (1837 bytes)

Домой      Оглавление

riyt.gif (1728 bytes)

Сайт создан в системе uCoz